Картина «Февральские дни 1917 года»
В.А. Кузнецов
СССР, г. Ленинград, 1928 г.
Холст, масло
84,5×162,5
Владимир Александрович Кузнецов (1877-1960) – русский, советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР. Учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств сначала в мастерской И.Е. Репина, затем В.Е. Маковского. С 1909 г. участвовал в российских и зарубежных выставках, его картины были отмечены рядом первых и вторых премий. В 1914 г. выполнил почетный заказ – написал в строгой академической манере портрет императора Николая II. Октябрьские события 1917 г. встретил «с пониманием». С 1922 г.– член АХРР, известен как автор картин на революционные темы.
Картина В.А. Кузнецова «Февральские дни», как настоящий документ эпохи, художественным образом отражает тот исторический факт, что в революционных событиях Февраля 1917 г. огромную роль сыграла армия и что «настоящими хозяевами положения» стали тогда именно солдаты.
Как известно, 23 февраля (8 марта) в Петрограде начались беспорядки, вызванные перебоями в поставках хлеба и дороговизной. Но вскоре они приобрели политический характер– появились лозунги «Хлеба!», «Долой войну!», «Долой царя!». А 27 февраля беспорядки переросли в открытый бунт: на сторону рабочих, служащих и студентов перешло большинство частей Петроградского гарнизона.
Именно переход армии на революционную сторону явился переломным событием в истории Русской революции 1917 г. Позиция простых солдат стала одним из ключевых моментов замены самодержавной власти на Временное правительство.
Мастер жил и работал в то время в столице и как другие ее жители стал свидетелем того, как в конце февраля по улицам города стали колесить грузовики, переполненные солдатами и матросами. Не случайно он в качестве сюжета своей картины изобразил грузовик с вооруженным народом, как отражение той революционной стихии, что выплеснулась на улицы Петрограда в Февральские дни 1917 г. Многим тогда казалось, что на этих грузовиках «победители» с винтовками и красными знаменами наконец-то доставили в Россию долгожданную Свободу.
Уникальные свидетельства очевидца тех дней содержатся в воспоминаниях вполне сочувствовавшего февральскому перевороту В.Ф. Булгакова, последнего секретаря Л.Н. Толстого. Он приехал в столицу как раз 27 февраля и вынужден был идти пешком в центр города.
Им было подмечено, что в тот день улицы были полны народа, чинно идущего по тротуарам. На Невском проспекте он впервые увидел грузовой автомобиль с солдатами и стал свидетелем, как толпы отбирали оружие у офицеров.
А с утра 28 февраля столица, по его словам, разукрасилась красными флагами: повсюду большие полотнища, тряпки, ленты, явно приготовленные заранее. По улицам, особенно центральным, мчались грузовики и легковые автомобили, переполненные вооруженными солдатами, стреляющими в воздух. По его мнению, «это была первая в истории революция на автомобилях».
«Как ощетинившиеся огромные ежи, одаренные по воле какой-то сверхъестественной силы способностью молниеносного передвижения, фыркая, визжа и сопя, пролетали один за другим, обгоняя друг друга или разъезжаясь при встречах, большие и малые машины с людьми вооруженными с ног до головы… Что-то бешеное, бурное, неудержимое было в этом беге… Это был даже не парад, – писал он, – а какая-то вакханалия революции».
В советские времена картина «Февральские дни» была репродуцирована во многих учебниках и исторических изданиях, а также на открытках.