Картина «Ленинский призыв в 1924 году»
Радимов И.А.
СССР, Москва. 1924 г.
Картина, посвященная массовому вступлению рабочих в партию после смерти Ленина, может служить своеобразным коллективным портретом «своих». На ней нет конкретных исторических персонажей, художник передает объединяющее начало новобранцев партии – готовность служить делу революции и строительству нового общества, невзирая на трудности. Картина иллюстрировала официальную версию Ленинского призыва как исключительно инициативу масс. На самом деле кампания направлялась и контролировалась властью и была нацелена на преодоление партийного кризиса начала 1920-х гг., симптомом которого стала оторванность партии от рабочих и, как следствие, падение ее авторитета в их среде.
В годы Гражданской войны партия большевиков выдвигала на первый план такие личностные ценности, как отсутствие эгоизма, скромность, аскетизм, самопожертвование, преданность делу. Введение привилегий и льгот для коммунистов, облеченных властью, воспринималось рядовыми коммунистами как «потеря абсолютной чистоты». Для рабочих эти партийные льготы и привилегии на фоне всеобщей нищеты и нужды, снобизм и чванство отдельных коммунистов стали сигналом превращения партии в привилегированную касту. Оппозиционные настроения подпитывались тем, что на предприятиях коммунисты в большинстве своем занимали довольно высокие посты в фабрично-заводских управленческих структурах, а у станков осталась лишь малая часть партийцев. Все это свидетельствовало об отрыве партии от рабочих низов, формировало отношение к большевикам как к «чужим». Вступление в ходе Ленинского призыва в партию нового поколения коммунистов «от станка» должно было спасти ее от вырождения, связать с рабочими, сделать более авторитетной и сплоченной.