Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 г.
РАЗДЕЛЫ
Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 г.
Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 г.

Картина «Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 г.»

Бродский И.И.

СССР, Москва. 1929 г.

Картина была заказана Союзом металлистов для Путиловского завода в Ленинграде. Огромное полотно было создано в рекордно короткие сроки. Уже 7 апреля 1929 г. его принимала экспертная комиссия Ленинградского художественно-технического института (Академии художеств), вынесшая заключение, что «картина исполнена с полной добросовестностью. Ясностью живописного выражения должна удовлетворять требованиям рабочего зрителя». Здесь художник попытался перевести на живописный язык важный постулат «философии вождизма», согласно которому для достижения единства вождя и народа вождю не надо выдвигаться — его выносит народная волна.

Исаак Израилевич Бродский (1884-1939) — русский и советский живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, признанный автор обширной изобразительной ленинианы.
Талант к живописи проявился у Бродского с детства. Сначала он учился в Одесском художественном училище у Л.Д. Иорини, К.К. Костанди и Г.А. Ладыженского. Затем в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. В течение пяти лет его педагогом был И.Е. Репин. В 1909—1911 годах на стипендию Академии побывал в Европе, посетив Германию, Францию, Испанию и Италию.
Бродский был свидетелем революционных событий Февраля и Октября 1917 г. в Петрограде, считая их великими и требующими внимания художников.
Часто Бродского называли первым художником, подчинившим свое творчество социальному заказу.

В ГИМе, в коллекции бывшего Центрального музея В.И. Ленина хранятся 14 картин И.И. Бродского на историко-революционные сюжеты и около 60 рисунков советских вождей и деятелей международного коммунистического движения. Одна из картин, «Выступление Ленина на Путиловском заводе. 1917», была завершена в 1929 году. Масштабная, многофигурная композиция была создана в рекордные сроки, менее чем за год, по заказу Союза металлистов для Путиловского завода в Ленинграде. Картина широко распространялась в советское время в цветных репродукциях, изданных большим тиражом. Коллеги по цеху критиковали Бродского за «разрыв между массой и вождем», выразившийся в недостаточной, по их мнению, выразительности фигуры Ленина, диссонировавшей на полотне с энергичной и напряженной рабочей массой. А вот у путиловцев, многие из которых были участниками этого митинга в мае 1917 года, картина получила только хвалебные отзывы. Рабочие даже поначалу отказали художнику, когда тот захотел взять ее на выставку, из опасений, что она оттуда не вернется. И только в 1935 году расстались с картиной, передав ее в создающийся в Москве Центральный музей В.И. Ленина.

В 1917 г. Путиловский завод был одним из самых крупных предприятий столицы, в цехах которого около 30 тысяч человек выполняли военные заказы. Причем, это были не только кадровые рабочие, но и нижние чины столичного гарнизона, которых регулярно прикомандировывали к заводу, чтобы заменить отправленных на фронт рабочих, активистов стачек. Не удивительно, что завод находился под пристальным вниманием левых политических партий, боровшихся за власть в это время. Важность происходящего подтверждают документы, указывающие на то, что лидеры эсеров, меньшевиков и большевиков выставили на митинг своих главных ораторов.
Первым выступил Виктор Чернов — председатель партии эсеров и министр земледелия Временного правительства — глав-эсеровская пожарная кишка на экстренный случай, как его с иронией называли большевики. И вроде все правильно говорил: земля — крестьянам, конец войне, только… нужно подождать до Учредительного собрания. Большевиков, которые выдвигают все новые лозунги и требования, Чернов сравнивал с алчной старухой из сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке». Но как не был велеречив Чернов, настоящим триумфатором этого митинга стал Ленин. Краткий газетный отчет, опубликованный в №26 «Солдатской правды» гласил, что Ленин в своем выступлении излагал основы взглядов большевиков на войну, мир и на коалиционное правительство.

«Кратко рассказав о причинах своей поездки через Германию, он перешел к войне и выяснил ее грабительскую сущность. Затем остановился на вопросе как кончить войну и развил ту мысль, что единственным средством является союз рабочих всех воюющих стран, обрисовав те пути, по которым можно и должно идти к такому союзу. Только взятие власти рабочими и крестьянами сможет дать стране разрешение неотложных вопросов — вопроса о земле, о передаче ее в руки крестьян, и других вопросов, связанных с войной: продовольственного, улучшения положения рабочих и т. д.»

Как вспоминал один из участников митинга, когда Ленин закончил свою речь и уехал, слушать других ораторов рабочие не захотели. На трибуну поднялся фронтовик, председатель солдатского комитета Павловского полка унтер-офицер Игнат Судаков, бывший рабочий-путиловец, полный георгиевский кавалер. Он снял все свои награды, поднял их так, чтобы всем было видно, и сказал: «Эти награды я заслужил кровью, думал, что защищаю Родину. Родина, считал я, это одно. А большевики, Ленин — другое. Отныне я пойду вместе с вами под знаменем Ленина, а награды жертвую в фонд большевистской газеты «Правда». Закончив выступление, он брякнул крестами, медалями в бескозырку, подставленную матросом.

И еще один малоизвестный факт. Во время митинга велась киносъемка. Оператор Ф.И. Фролов, работавший тогда в частной московской фирме «Кино-альфа», заснял крупным планом говорящего Ленина и общий план заводского двора, заполненного рабочими, слушающими его речь. Фролов вспоминал, что на проявленной позднее в Москве пленке все кадры получились хорошо. К сожалению, пленка не сохранилась. Она или была уничтожена, или хозяева фирмы, когда эмигрировали за границу после Октябрьской революции, прихватили ее с собой в числе наиболее ценных кинолент.

ГИМ 110937/54
ФМЛ К-55