В.И. Ленин и И.В. Сталин на радиостанции «Новая Голландия»
РАЗДЕЛЫ
В.И. Ленин и И.В. Сталин на радиостанции «Новая Голландия»
В.И. Ленин и И.В. Сталин на радиостанции «Новая Голландия»

В.И. Ленин и И.В. Сталин на радиостанции «Новая Голландия»

Константин Иванович Финогенов

Приобретена у автора  15.08.1945г.

СССР, г. Москва. 1930-1940-е гг.; не позднее 1945 г.

Оригинал

Холст. Масло

53х68 см

Константин Иванович Финогенов (1902-1989) – советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии 2-й степени. Родился в Царицыне. В 1917 г. посещал студию И.И. Машкова в Москве. В 1929-1932 гг. учился во Всесоюзной Академии художеств (Ленинград) и в московском Полиграфическом институте. С 1925 г. входил в Ассоциацию художников революции (АХР).

К.И. Финогенов известен прежде всего как художник военной тематики. В годы Великой Отечественной войны он находился на передовой, делал зарисовки решающих сражений. В довоенные время, в 1930-е гг., им были написаны картины об успехах социалистического строительства, о тружениках-героях той поры.

Отдельное место в творчестве мастера заняла тема «двух вождей» – Ленина и Сталина. Картина «В.И. Ленин и И.В. Сталин на радиостанции «Новая Голландия» – одна из двух картин мастера, хранящихся в коллекции Центрального музея Ленина и затрагивающих эту тему.
Прежде всего несколько слов о месте пребывания «действующих лиц». Это Петроград, небольшой островок Новая Голландия между Невой и Мойкой при впадении их в залив. Здесь, в глубине острова в 1915 г. для нужд Главного морского штаба фирмой «Русское общество беспроволочных телеграфов и телефонов» была сооружена самая мощная в России искровая радиостанция, в задачу которой входила поддержка бесперебойной связи с кораблями не только Балтийского, но и Черного морей. Она, как и сам остров, на котором она находилась, тоже называлась «Новая Голландия».
25 октября (7 ноября) 1917 г. отряд революционно настроенных матросов занял Новую Голландию и ее радиостанция стала передатчиком всех директив Совета Народных комиссаров.

К использованию радиостанции большевикам пришлось прибегнуть в критические дни борьбы против генерала Н.Н. Духонина, ставшего после провала похода Краснова-Керенского на Петроград Верховным Главнокомандующим Русской армией.
8(21) ноября Совнарком поручил Духонину незамедлительно обратиться к командованию противника с предложением приостановления боевых действий и начала мирных переговоров. Духонин не отвечал. Тогда в ночь с 8на 9ноября председатель СНК В.И. Ленин, совнарком И.В. Сталин и член Комитета по делам военным и морским Н.В. Крыленко по прямому проводу связались с Духониным и потребовали объяснений. Свой отказ выполнять приказ СНК Главковерх мотивировал тем, что переговоры о мире может вести только правительство, а не главнокомандующий. Он также добавил, что не признает СНК как центральное правительство.

После такого ответа Ленин, не колеблясь, принимает решение о смещении Духонина и назначении главнокомандующим прапорщика Крыленко. А дальше встал вопрос, как донести принятые решения до солдатских масс. Как позднее вспоминал Сталин, выход был найден Лениным: «…после некоторой паузы лицо Ленина озарилось каким-то необычным светом… Пойдем на радиостанцию, она нам сослужит пользу…».
Картина Финогенова художественным образом передает ту обстановку, в которой готовилось обращение Ленина по радио к солдатам. На радиостанцию Ленин и Сталин пришли в сопровождении вооруженной охраны – двух матросов. На переднем плане сосредоточенно смотрящий в листы бумаги Ленин. Радист выстукивает воззвание. В отдалении под лампой – фигура Сталина. Поскольку он изображен с карандашом в руке, то смотрится не иначе как соавтор подготовленного воззвания. Это вполне соответствовало прочно сложившемуся к тому времени канону изображения двух вождей.

Небезынтересно напомнить, что это ленинское радиообращение к солдатам с призывом взять дело мира в свои руки, вступить через своих уполномоченных в переговоры о перемирии с неприятелем и не дать «контрреволюционным генералам сорвать великое дело мира» было передано при помощи «точек-тире»(азбуки Морзе).

Первая же трансляция речи по радио состоялась в феврале 1919 г., а двумя годами позже в Москве были установлены рупоры, через которые озвучивались постановления советской власти и тексты газетных статей.

ГИМ 112831/32
ФМЛ К-450
ГК 6856528