Домны Магнитогорска
Шиповский Л.Н.
СССР, г. Москва, 1959 г.
Холст, масло
81х129 см
В 1931 г. И.В. Сталин сформулировал руководящую цель начавшейся в стране ускоренной модернизации: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». СССР превратился в единую строительную площадку.
Для обеспечения молодой республики металлом предстояло расширить Донецкую и Уральскую металлургические базы, создать комбинат, который позволил бы соединить богатейшие запасы руды Урала и огромные залежи угля Кузнецкого бассейна. Местом строительства избрали район горы Магнитной. Планировалось построить плавильные печи объемом 1150 кубических метров – крупнее возводили только в США. 14 марта 1930 г. был подписан контракт с американской фирмой «Мак-Ки» на разработку проекта и техническое консультирование строительства завода. Годом ранее завершилась прокладка железнодорожной ветки Карталы-Магнитная, и по ней стали прибывать первые строители. «А вокруг – только степь на полмира», – писал строитель Магнитки Борис Ручей. Стройка у подножия горы Магнитной стала молодежной: 60% рабочих были моложе 24 лет. Причины и мотивы, по которым они здесь оказались были совершенно разные: от простого желания выжить и не умереть с голоду, до высокого стремления совершить подвиг. Магнитку строили не только добровольцы. В 1932 г. почти четверть населения города составляли спецпереселенцы и заключенные Магнитогорской исправительно-трудовой колонии.
Уже 1 февраля 1932 г. Магнитка дала первый чугун. Металл Магнитки потек по «экономическим жилам» на строившиеся промышленные гиганты страны. В годы Великой Отечественной войны каждый второй танк и каждый третий снаряд имел магнитогорскую броню. Именно поэтому, по образному выражению исследователя Стивена Коткина, «гора Магнитная стала для всех символом могилы Гитлера».