Плакат «Граждане товарищи, готовьтесь к манифестации в день открытия Учредительного собрания»
РАЗДЕЛЫ
Плакат «Граждане товарищи, готовьтесь к манифестации в день открытия Учредительного собрания»
Плакат «Граждане товарищи, готовьтесь к манифестации в день открытия Учредительного собрания»

Плакат «Граждане товарищи, готовьтесь к манифестации в день открытия Учредительного собрания»
Художник неизвестен
РСФСР, г. Петроград. 1918 г.
Бумага, печать

Этот плакат относится к числу новых поступлений в фонды Исторического музея. Долгое время он хранился в семье Романа Федоровича Геккера – ученого палеоэколога с мировым именем. В 2018 г. он был передан в дар ГИМ его родной дочерью.
В 1917 г. Роман Геккер, тогда студент Горного института, оказавшийся в эпицентре стремительно развивающихся революционных событий, начал собирать документы различных политических партий и объединений, посещая их штабы. Часть этих документов он снимал со стен и афишных тумб.
В коллекции Геккера имеется огромный пласт плакатов, листовок, обращений и другой печатной продукции, дающий возможность проследить почти всю эпопею Учредительного собрания, начиная с воскрешения самой его идеи в обстановке эйфории в февральские дни 1917 г. и заканчивая его насильственной ликвидацией.
Ценность плаката «Граждане товарищи, готовьтесь к манифестации в день открытия Учредительного собрания» состоит в том, что он документально отражает настоящую драму Учредительного собрания в день его открытия 5 января 1918 г.

К 1917 г. идея Учредительного собрания имела в России более чем столетнее прошлое. Своего же триумфа она достигла после свержения царизма. Атмосфера эйфории, охватившая массы в февральские дни 1917 г, дала надежду на обретение единства всех слоев российского общества и создала благоприятную почву для воскрешения идеи Учредительного собрания. Многим тогда верилось, что избранное свободным народом Учредительное собрание устроит жизнь в Российском государстве на началах добра и справедливости.
Но очень скоро в условиях стремительно и кардинально меняющейся политической обстановки Учредительное собрание из предмета поклонения превращается в объект большой политической игры. Временное правительство всячески оттягивало срок выборов. Большевики в борьбе за власть Учредительному собранию отводили лишь подчиненную роль.
Выборы в Учредительное собрание состоялись в ноябре 1917г. уже после их прихода к власти. Это были первые в России всенародные выборы. Итоги всенародного голосования были таковы: эсеры получили 40% голосов; большевики – 23,9%; кадеты – 4,7%; меньшевики – 2,3%. Так распорядился электорат.

Лейтмотивом большевистской пропаганды после проигрыша на выборах становится идея противопоставления Советов Учредительному собранию.
Ленин считал, что для социалистической республики необходимы не так называемые общенародные учреждения буржуазного парламентаризма, а классовые учреждения трудящихся и эксплуатируемых масс. Ход революции, по его мнению, изжил этот парламентаризм и создал советскую республику как форму диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства.
Противники большевиков считали иначе. 22-23 ноября 1917 г. был организован Союз защиты Учредительного собрания, во главе которого встали эсеры. Союз обратился к населению с воззванием – «не отдать Учредительное собрание на поругание, поддержать его всей силой своей».

Политическое противостояние нарастало. 20 декабря 1917 г. Совнарком постановил открыть Учредительное собрание 5 января 1918 г. при наличии кворума в 400 депутатов. В Петроград, переведенный на военное положение, прибыл сводный отряд моряков Балтийского флота, полк латышских стрелков.
Руководство большевиков знало, что 5 января намечается демонстрация в поддержку Учредительного собрания. Поэтому за день до его открытия было опубликовано написанное Лениным постановление ВЦИК, в котором «напоминалось», что власть в Российской республике принадлежит Советам и советским учреждениям. Поэтому всякая попытка оспорить это будет рассматриваться как контрреволюционное действие и подавляться всеми средствами вплоть до применения вооруженной силы.

Всю остроту наметившегося противостояния наглядно демонстрирует рассматриваемый уникальный экспонат из коллекции Геккера: сорванный цветной эсеровский плакат – обращение с призывом готовиться к мирной демонстрации 5 января 1918 г., и на нем – приклеенная и хорошо сохранившаяся резолюция, принятая на заседании Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и призывающая к прямо противоположному – не принимать участия в этой акции: «Это будет демонстрация врагов народа, демонстрация друзей Каледина и Корнилова».
Манифестация в поддержку Учредительного собрания в день начала его работы все же состоялась. В ней приняли участие различные слои населения: служащие, учащиеся, матросы, солдаты. Особенно много было рабочих Обуховского завода. Демонстранты шли с красными знаменами, пели революционные песни и несли лозунги «Вся власть Учредительному собранию!». Однако демонстрация была расстреляна. В тот день погибло, судя по газетным спискам, 12 человек. События, скорее всего, развивались спонтанно. Но что не подлежит сомнению, так это тот факт, что власть подтвердила свою готовность защищаться всеми способами сполна.

Судьба Учредительного собрания была предрешена. Оно просуществовало всего 12 часов 40 минут. Упредив Учредительное собрание в решении злободневных для страны вопросов о земле и мире, большевики использовали это как основной аргумент для его разгона и удержания власти в своих руках.