“Ленский расстрел”
Александр Викторович Моравов
Передана из Музея Революции СССР 23.12.1935 г.
СССР, г. Москва. 1923
Оригинал
Холст, масло
Моравов Александр Викторович родился в 1878 г. На выбор профессии повлияли друзья отца, знаменитые художники М.А. Врубель и Н.Н. Ге. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Еще в дореволюционные годы стал состоявшимся художником, писавшим картины на темы крестьянской жизни. В советское время им были созданы жанровые полотна, отразившие быт советской деревни и историко-революционное движение.
В 1923 году Моравов вступил в члены Ассоциации художников революционной России (АХРР). В том же году им была написана картина «Ленский расстрел».
Под таким названием в историю вошли трагические события, происшедшие 4 апреля 1912 года в ходе забастовки на приисках Ленского золотопромышленного товарищества в районе города Бодайбо в бассейне сибирской реки Лены.
Забастовка началась 29 февраля 1912 года на Андреевском прииске, вскоре к ней присоединились рабочие 48 приисков. Причинами стачки были крайне тяжелые условия труда и быта, а непосредственным поводом для забастовки послужили случаи выдачи рабочим некачественного мяса.
В первые дни забастовки был избран Центральный стачечный комитет, а 3 марта 1912 г. принята петиция к администрации. Она содержала требования введения 8-часового рабочего дня, возможности работать на себя в неурочное время, повышения заработной платы, отмены штрафов, запрещения увольнений в зимние месяцы, улучшения жилищных условий и медицинского обслуживания, увольнения ряда представителей администрации, уважительного отношения и др.
Попытка иркутского губернатора разрешить конфликт не силовым методом оказалась безуспешной. В ночь на 4 апреля по приказу жандармского ротмистра Н.В. Трещенкова были арестованы руководители забастовки. В тот же день несколько тысяч рабочих направились на Надеждинский прииск с письменным ходатайством к товарищу (заместителю) прокурора об освобождении арестованных.
На картине Моравова запечатлен тот момент, когда на подступах к прииску около моста через ручей Аканак рабочих встретили около ста солдат, которые по приказу Трещенкова открыли огонь по толпе. При написании работы художник опирался на свидетельства очевидцев того рокового дня. Они рассказывали: «Рабочие сначала думали, что это стрельба холостыми зарядами, в недоумении стали озираться кругом, но, увидав убитых и раненых, слыша стоны и крики, поверили в страшную правду и бросились на землю, а задние ряды бросились бежать. Но вслед за залпом последовала стрельба пачками. Солдаты стреляли по бежавшим и лежавшим рабочим как по штурмующей колонне врага, которого нужно не только остановить, но и уничтожить».
Данные о числе убитых и раненых в тот день разнятся. Жертвами расстрела по разным источникам стали от 85 до 250 человек.
Эта картина Моравова находилась в постоянной экспозиции Центрального музея Ленина на протяжении всего времени его существования как подтверждение ленинского вывода о «неисправимости царской монархии и всего ее режима».