Лепешинский Пантелеймон Николаевич
Бумага, карандаш
26,2х35 см
В коллекции бывшего Центрального музея В.И.Ленина хранится серия зарисовок из четырех листов, посвященная Совету партии, который был избран после II съезда РСДРП. На одном листе схематичные наброски портрета Г.В. Плеханова, на другом – портреты В.И. Ленина и Ф.В. Ленгника.На двух оставшихся – Совет партии в полном составе. Автор работ – Пантелеймон НиколаевичЛепешинский. Сделаны они были в 1904 году , тогда же , когда и наброски портретов членов Совета партии, выполненные маслом на картоне, из фондов Исторического музея.
С историей создания Совета партии, его членами, работой и проблемами Лепешинский был знаком не понаслышке. В конце 1903 года, после побега из сибирской ссылки, он выехал в Швейцарию, в Женеву, где по его признанию, тотчас же примкнул к большевистской фракции, разделив с ней все перипетии внутрипартийной борьбы, развернувшейся после II съезда. А шла эта борьба прежде всего в центральных органах партии. Совет партии в соответствии с Уставом, принятым на II съезде, являлся высшим учреждением партии. Он обладал широкими полномочиями по согласованию и объединению деятельности ЦК и ЦО (редакция газеты «Искра»). От большевистского ЦК в Совет вошли В.И.Ленин и Ф.В.Ленгник, от меньшевистской(с 53 номера) «Искры» – Ю.О.Мартов и П.Б.Аксельрод. Пятым членом Совета партии, его председателем, был избран Г.В.Плеханов, который, как предполагалось, должен был сохранять «нейтралитет» и способствовать единству партии, с момента создания оказавшейся разделенной на две фракции.
П.Н.Лепешинский был секретарем Совета партии, отвечавшим за протоколы, вследствии чего он очень хорошо помнил «картину» заседаний этого, по его выражению, «высокого учреждения». На всех зарисовках Лепешинского детальнее всего прорисовано лицо Плеханова. Суровый взгляд которого из-под кустистых бровей не сулит ничего хорошего большевикам. Как вспоминал Лепешинский, и в новой «Искре» и в Совете партии Плеханов не старался даже соблюсти внешнего вида нейтралитета. Все предложения представителей большевистского ЦК неизменным большинством трех против двух неукоснительно проваливались в Совете, без каких-либо попыток договориться относительно средней линии. А все потому, что тогдаПлеханов понял свою задачу таким образом, что единства партии можно и должно было достичь полным сокрушением слабейшей стороны, за которую после съезда он признал ленинцев.
Изображая Ленина на заседании Совета, Лепешинский постарался правдиво передать обуревавшие того чувства. В своих воспоминаниях он писал, что Владимир Ильич всегда шел на Совет, как на Голгофу. Он очень хорошо знал, что меньшевики будут его там « распинать». Но поскольку Совет являлся единственным местом, где можно было заставить представителей меньшинства «..на проклятые вопросы дать нам прямые ответы…», Ленин продолжал работать в нем.
Протоколы Совета, которые составлял Лепешинский, вычитывали и заверяли все члены Совета. Ленин требовал беречь их как зеницу ока, потому что из них он черпал документальные доказательства для агитации против меньшевиков. Однажды, поверив уговорам Мартова, Лепешинский оставил ему толстую тетрадь с протоколами под честное слово, что тот вернет ее утром. Больше эту тетрадь никто не видел. Как позднее написал в своих воспоминаниях Лепешинский, за все время знакомства с Владимиром Ильичом, а это без малого 25 лет, он никогда более не видел Ленина таким разъяренным. А слова, сказанные ему Ильичом по поводу этого инцидента, запомнил на всю жизнь – « если у вас такая невинная младенченская душа, зачем беретесь за серьезное политическое дело?».
Композиционно два рисунка «Совет партии» почти идентичны. Доминирует фигура Г.В.Плеханова, вытянувшего вперед правую руку в повелительном жесте. Слева за столом – В.И.Ленин и Ф.В.Ленгник. Напротив них со спины изображен склонившийся над бумагами человек. Это автор рисунка, секретарь Совета партии, Пантелеймон Лепешинский. Правее, в профиль, изображен лидер меньшевиков Ю.О.Мартов. За ним, в анфас, сидящий на стуле П.Б.Аксельрод. Различается лишь одна деталь. На одном из рисунков рядом с Аксельродом можно различить абрис еще одной фигуры. Закончи ее Лепешинский, и мы могли бы увидеть и секретаря меньшевиков. Более никто на заседания Совета партии не допускался.
Наверное, можно по разному оценивать художественные достоинства зарисовок Лепешинского. Бесспорно лишь одно, сделанные по горячим следам событий, они воссоздают документальную картину раннего периода противостояния большевиков и меньшевиков, завершившегося в итоге образованием двух самостоятельных партий