В.И. Ленин и И.В. Сталин на Пятом Лондонском съезде партии
Иосиф Александрович Серебряный
СССР, г. Ленинград. 1948
Оригинал
Холст. Масло
Иосиф Александрович Серебряный родился в 1907 г. Первоначальное художественное образование получил 1922 г. в Полтаве, а продолжил – в Ленинградском художественно-педагогическом техникуме. В 1927 г. поступил на факультет живописи Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИНа). По окончании в 1931 г. театрально-декорационного отделения Института пролетарского изобразительного искусства ему было присвоено звание художника-декоратора театра. И.А. Серебряный был участником выставок с 1925 г., а начиная с середины 30-х годов начал писать картины преимущественно в историко-революционном жанре.
В 1947 г. мастер завершил посвященную Лондонскому съезду РСДРП картину, работу над которой он начал еще до войны. Ее оригинал хранится в Государственном Русском музее. Для Музея В.И. Ленина было заказано авторское повторение.
Живописное полотно художника И.А. Серебряного воссоздает обстановку, в которой проходил Пятый, более известный как Лондонский, съезд РСДРП.
Проведение съезда поначалу планировалось в Выборге в Финляндии, но этому помешала нагрянувшая туда российская полиция. Запретить проведение партийного форума потребовали власти Швеции и Дании от перебравшихся туда делегатов съезда. Оставалось одно – плыть в Англию. Здесь в восточной части Лондона, считавшейся приютом для иммигрантов и бедняков, 13 мая 1907 г. и открылся Пятый съезд РСДРП. Заседания съезда проходили в арендованном помещении церкви Братства.
Совсем не братской была политическая атмосфера на съезде. Страсти кипели не шуточные. Между большевиками и меньшевиками развернулась острая борьба по вопросу тактической линии партии в условиях спада революции 1905-1907 гг.
Следуя канонам своего времени, художник изобразил на заднем плане «побежденных» – находящихся в состоянии растерянности, уныния и беспокойства меньшевиков. Именно таким, полным обреченности смотрится лидер меньшевиков Ю.Мартов (изображен в правом углу картины).
В противовес меньшевикам большевики показаны как образец энергии полной уверенности в своей исторической правоте. Помимо В.И. Ленина и И.В. Сталина узнаваемыми на картине являются А.М. Горький, прибывший вместе со Сталиным, С.Г. Шаумян (рядом с ним) и К.Е. Ворошилов (облокотился на балюстраду).
Сталина, как диктовала тогда политическая конъюнктура, художник поместил в центре композиции, дабы еще раз показать, что на всех этапах истории большевистской партии он был верным соратником Ленина, в одинаковой степени участвовавшим в ее важнейших делах.
Изображение Сталина как одного из самых деятельных участников Лондонского съезда сегодня может быть расценено не иначе как исторический фейк. Сталин был делегирован на съезд от бакинской организации, но лишь с правом совещательного голоса для усиления фракции большевиков. В то время он имел псевдоним Иванович, вот только в протоколах съезда, длившегося почти три недели, в списке ораторов «Иванович» не был упомянут ни разу. Получается, что в 1907 г. Сталин оставался еще почти неизвестной фигурой не только для делегатов съезда, но и для широких партийных кругов.
При всех хвалебных отзывах о полотне только один искусствовед позволил указать на «несколько неверный тон», что в целом приобретает картина. С его точки зрения неправдоподобным уже было то, что Сталин сидит, в то время как Ленин, обращаясь к центральной группе, а стало быть и к нему, говорит стоя. Не мог молодой революционер, заключал «эксперт», допустить такую непочтительность по отношению к самому Ленину, чье имя звучало как набат революции: сидеть в его присутствии и «не повернуть к нему туловища и широко расставив ноги»…
В заключение хотелось бы напомнить о том, чем еще запомнился в истории Лондонский съезд РСДРП. Через 10 дней после его начала поступила ошеломляющая весть, что касса съезда почти пуста и нет средств для дальнейшего проведения съезда и возвращения делегатов домой. Положение спас неожиданный «спонсор». Им оказался американский бизнесмен Джозеф Фелс, сделавший состояние на производстве мыла. Он одолжил 1700 фунтов стерлингов. Эту сумму российские социал-демократы должны были вернуть к 1 января 1908 года. Фелс потребовал, чтобы под этим финансовым обязательством поставили подписи все делегаты.
Вернуть ссуду вовремя революционеры из России не смогли. Но, как сегодня бы сказали, их «кредитная история» в итоге закончилась благополучно. Долг был возращен уже вдове Фелса после того, как бывшие заемщики стали новыми правителями России. Оригинал векселя со всеми подписямибыл возращен советской стороне в 1922 г.
В 1936 г., когда был открыт Центральный музей В.И. Ленина, его посетители могли увидеть своими глазами этот уникальный экспонат в одном из залов музея. Позднее оригинал векселя был передан на хранение в Институт Маркса, Энгельса, Ленина (ныне известный как РГАСПИ). Любопытный факт: среди 240 подписей на возвращенном векселе исследователи не обнаружили подписи главного фигуранта – Ульянова-Ленина.