В.И. Ленин на испытании электроплуга «Фаулер» в октябре 1921 года
РАЗДЕЛЫ
В.И. Ленин на испытании электроплуга «Фаулер» в октябре 1921 года
В.И. Ленин на испытании электроплуга «Фаулер» в октябре 1921 года

В.И. Ленин на испытании электроплуга «Фаулер» в октябре 1921 года

К.И. Финогенов

СССР, Москва, 1939 г.

Константин Иванович Финогенов (1902-1989) – советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинской премии 2-й степени. Окончил Сталинградскую художественную школу. В 1917 году посещал студию И.И. Машкова в Москве. В 1932 году окончил московский полиграфический институт. С 1925 года входил в Ассоциацию художников революции(АХР), с 1932 года член Московского Союза художников.

В истории отечественного изобразительного искусства К.И. Финогенов остался прежде всего как художник военной тематики. В довоенное время , в 1930-е годы, в работах художника преобладал так называемый «официоз» –картины, рассказывающие об успехах в строительстве социализма, партийных деятелях и советских вождях – Ленине и Сталине. Исследователи творчества художника отмечали, что он достаточно умело визуализировал в своих картинах расхожие идеологемы о вождях. В коллекции фондов Центрального музея В.И. Ленина хранятся четыре живописные работы К.И. Финогенова, относящиеся к этому периоду.

Одна из них – «В.И. Ленин на испытании электроплуга Фаулера в октябре 1921 года» была написана в 1939 году. На картине изображены события 22 октября 1921 года, когда глава советского правительства Ленин с группой работников Всероссийского Совета народного хозяйства, Наркомата Земледелия и других советских организаций прибыл на Бутырский хутор под Москвой. Там располагалось учебно-опытное хозяйство Московского высшего зоотехнического института, на полях которого должны были пройти испытания первого советского электрического плуга.

Идея применения электричества в земледелии, особенно электропахота, очень увлекла В.И. Ленина. Он внимательно следил за производством первых электрических плугов, которые, как тогда считалось, должны были компенсировать недостаток тягловой силы на полях страны Советов. По воспоминаниям участников этого мероприятия Ленин до сумерек ходил по полю за плугом. На предупреждения о безопасном расстоянии не реагировал. Задавал много вопросов. И в итоге остался недоволен увиденным и потребовал доработки опытного образца. Больше всего Ленина расстроило то, что плуг был неустойчив, вилял и требовал пяти человек для обслуживания. Об этом вспоминала Н.К. Крупская, присутствовавшая на испытаниях.

Сохранились фотографии, сделанные в тот день. На них Ленин, которого с первого взгляда трудно отыскать в толпе, сосредоточен и невесел. Скорее всего, художник внимательно изучал эти фотографии во время работы над картиной. И, видимо, решил добавить немного позитива. Унылое и промозглое 22 октября 1921 года на картине превратилось в ясный, погожий денек. Зимнее пальто Ленина в демисезонное. Изменилось и настроение главного героя. Владимир Ильич на картине изображен на переднем плане в окружении оживленно беседующих людей. Он внимательно следит за работой молодого парня, который лихо управляется с многотонной громадиной. Фигура Ленина, как и положено – воплощение его направляющей воли, которая должна была ощущаться при решении любой задачи, связанной с внедрением электричества в жизнь в советской стране.

ГИМ 110937/155
ФМЛ К-166