Проекты мавзолея - Музей В. И. Ленина
РАЗДЕЛЫ
АРХИВ

В январе 1925 г., за две недели до первой годовщины смерти Ленина, в газете «Известия» было опубликовано постановление Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза СССР «О конкурсе 1 ступени проектов на сооружение монумента – постоянного Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади в г. Москве». Отличительной чертой данного конкурса было то, что он был заявлен как всенародный и принять в участие в нем мог «любой мыслящий человек», независимо от того, имелось ли у него профессиональное образование или нет.
Первые два мавзолея на Красной площади, как известно, были построены по проектам знаменитого архитектора, академика архитектуры А.В. Щусева на, выражаясь современным языком, безальтернативной основе. По распоряжению партии за три дня к похоронам Ленина был возведен первый временный Мавзолей, а через несколько месяцев построен тоже деревянный, но более монументальный вариант девяти метров в высоту в виде усеченной пирамиды. По-видимому, у руководства партии и государства не было твердой уверенности в том, что найденная Щусевым архитектурная форма полностью отвечает задаче быть усыпальницей Великого вождя. Поэтому Нарком просвещения А.В. Луначарский, который возглавил конкурсную комиссию, главной задачей первого этапа всенародного конкурса считал «…выработку самой идеи Мавзолея…». В комиссию включили виднейших архитекторов того времени – Ивана Жолтовского, Ивана Рерберга, Владимира Щуко, Ивана Фомина и автора двух первых мавзолеев – Алексея Щусева.

Комиссия сформулировала четкие требования, которые предполагали, что проекты должны были архитектурно согласовываться с Кремлевской стеной и Красной площадью, иметь центральный внутренний зал, в котором будет находиться гробница и обязательно иметь трибуну. Допускалось наличие внутренних музейных помещений, использование в отделке скульптуры и декора.

К апрелю 1926 г. было подано 117 заявок. Конкурс действительно оказался всенародным, так как свои проекты прислали не только профессиональные архитекторы, (например, Федор Шехтель), но и рабочие, крестьяне-сибиряки, комсомольцы и даже школьники. Выяснилось, что чаще всего всречаются монументы в форме пирамиды, пятиконечной звезды и земного шара. Для многих конкурсантов удержаться в предложенных рамках оказалось крайне сложно. Поэтому пришлось рассматривать проекты огромных, многофункциональных зданий в Зарядье, сложные скульптурные композиции, монументы, с трудом размещавшиеся в пространстве Красной площади. И все же комиссии удалось отобрать 25 «годных» проектов.

То, что непрофессиональные участники не смогли отразить в проектах, они выразили в своих бесхитростных письмах. Они писали о том, как трудно оказалось спроектировать архитектурное сооружение, которое должно стать центром притяжения «для всех глаз», монумент, который будет прост, величествен и вечен.

После рассмотрения отобранных проектов комиссия решила не продолжать конкурс и вернуться к первоначальному проекту Мавзолея, выполненного архитектором А.В. Щусевым. Документы и материалы, связанные с организацией и проведением Всенародного конкурса 1925 г., включая присланные на конкурс проекты, хранятся сегодня в Российском государственном архиве социально-политической истории. Часть из них предлагается вашему вниманию.