Восстание на броненосце "Потемкин"
РАЗДЕЛЫ
Восстание на броненосце “Потемкин”
Восстание на броненосце “Потемкин”

Восстание на броненосце “Потемкин”
Петр Иванович Страхов
СССР, г. Ленинград. 1957 г.
Оригинал
Холст, масло

Петр Иванович Страхов родился в 1921 г. в городке Пучеж Юрьевецкого уезда Ивано-Вознесенской губернии. Его мечта заниматься живописью осуществилась уже в зрелом возрасте. Среднюю школу окончил накануне войны, ушел на фронт. Лишь в 1948 г., демобилизовавшись из армии, поступил в Одесское художественное училище. Затем была учеба в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище, Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, откуда в 1952 г. перевелся на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.
Картина “Восстание на броненосце “Потемкин” была его дипломной работой, представленной комиссии в 1957 г. На выбор такой темы дипломной работы, думается, повлиял ряд факторов.

Во-первых, вспыхнувший 14 июня 1905 г. бунт на броненосце “Потемкин” остался в народной памяти как одно из значимых событий Первой русской революции. Неизменной в советское время оставалась абсолютная героизация как самого восстания, так и его участников.
Во-вторых, на выборе темы мог сказаться и такой факт из личной биографии самого автора: после окончания школы он проходил военную службу на Северном флоте. “Морская” тема, видимо, его не отпускала.

В-третьих, работа над картиной пришлась на время начала “хрущевской оттепели”, когда в общественную атмосферу вновь возвращался романтический пафос, оживлявший революционный миф, а исторический фокус направлялся на тему классовой борьбы.
Сюжет картины прост: моряки, овладевшие кораблем, водружают красное полотнище, а арестованные кадровые офицеры “Потемкина” с ненавистью реагируют на происходящее, олицетворяя собою реакционно-монархические силы старого режима. Сама же картина смотрится, если можно так сказать, весьма “празднично”.

Совсем по иному это было летом 1905 г. Эскадренный броненосец “Князь Потемкин-Таврический”, введенный в строй 29 мая 1905 г., был самым мощным кораблем в своем классе. Поводом к восстанию послужил роковой инцидент. 14 июня матросы броненосца отказались от обеда, возмутившись по поводу испорченного мяса. Командование корабля попыталось пресечь бунт на корню, но матросы быстро разоружили офицеров. Во время вспыхнувшей перестрелки были убиты несколько человек из командования броненосца, в том числе командир корабля. Остальных офицеров взяли в заложники.
Овладев кораблем, матросы избрали новый командный состав и судовую комиссию – орган политического руководства.
В тот же день корабль подошел к Одессе, где в это время началась всеобщая забастовка рабочих, но судовая комиссия не решилась высадить десант в поддержку рабочих, ожидая присоединения к восстанию других кораблей Черноморского флота. Но этого не случилось, присоединился только броненосец “Георгий Победоносец”.

Император Николай II счёл восстание на “Потемкине” очень опасным сигналом. Командующим Черноморской флотилией был получен приказ немедленно подавить восстание любыми методами, вплоть до затопления броненосца вместе с командой, нарушившей священную воинскую присягу. До выполнения приказа дело не дошло: через 11 дней, истощив запасы топлива и продовольствия, “Потемкин” прибыл в порт Констанцу и сдался румынским властям.
Свой приказ готовил и лидер большевиков Ленин, находившийся в ту пору в Женеве. Со специальным заданием им был направлен в Одессу М.И. Васильев-Южин. Он должен был склонить матросов броненосца подготовить десант, захватить Одессу и затем поднять бунт на всем юге России. Важно, инструктировал его будущий вождь Октября, сделать все, чтобы «захватить в наши руки остальной флот». Ленинский посланник прибыл в Одессу с опозданием, когда восставший броненосец уже покинул одесский порт.

И хотя этот план Ленина потерпел фиаско, это никоим образом не поменяло его оценки всей потемкинской эпопеи. Он продолжал считать взбунтовавшийся броненосец “непобежденной территорией революции”.

ГИМ 115014
ФМЛ К-463
ГК 8408099