«В.И. Ленин на заседании ЦК РСДРП(б) в 1917 году (Историческое решение о вооруженном восстании 10 октября 1917 года под председательством В.И. Ленина)»
РАЗДЕЛЫ
«В.И. Ленин на заседании ЦК РСДРП(б) в 1917 году (Историческое решение о вооруженном восстании 10 октября 1917 года под председательством В.И. Ленина)»
«В.И. Ленин на заседании ЦК РСДРП(б) в 1917 году (Историческое решение о вооруженном восстании 10 октября 1917 года под председательством В.И. Ленина)»

Картина «В.И. Ленин на заседании ЦК РСДРП(б) в 1917 году (Историческое решение о вооруженном восстании 10 октября 1917 года под председательством В.И. Ленина)»

Пчелин В.Н.

СССР, г. Москва. 1929

Холст, масло

280х350 см

К числу художников, внесших вклад в создание художественной Ленинианы, относится и Владимир Николаевич Пчелин.

В 1927 году уже в звании заслуженного художника РСФСР Пчелин приступил к работе над картиной «с острым революционно-общественным содержанием». Она была посвящена ключевому событию в политической биографии В.И. Ленина – заседанию ЦК РСДРП(б) 10(23) октября 1917 года, на котором ему удалось «продавить» решение о вооруженном восстании. Добиться максимальной достоверности художественной реконструкции обстановки того секретного заседания – такую задачу поставил перед собой Пчелин. Для ее осуществления он обратился за консультацией к тем, кто являлся непосредственным участником того события.

К тому времени адрес конспиративной квартиры, где состоялось заседание ЦК РСДРП(б), не был тайной. Оно проходило на Петроградской стороне, на набережной Карповки, в доме 32, в квартире 31. Квартира располагалась в тихом уголке Петербурга на первом этаже и имела черный ход во двор. Статус и партийная принадлежность хозяина квартиры – публициста и меньшевика Николая Суханова, были вне подозрений у власти. А вот его жену контрразведка Керенского досконально не проверила.

Она же – Галина Флаксерман – большевичка с 1905 года, выполнила сверхответственное поручение, предоставив свою квартиру для рокового заседания членов Центрального Комитета. Своему мужу, сутками пропадавшему в редакции газеты «Новая жизнь» или в ЦИКе, она, по словам самого Суханова, дала «…дружеский, бескорыстный совет – не утруждать себя после трудов дальним путешествием» домой.

В тот день 10(23) октября Флаксерман ушла пораньше из редакции журнала «Летопись», где она работала. По дороге успела отовариться, как говорится, по полной: купила сыр, масло, колбасу, ветчину, буженину, копчушки (небольшие рыбки), красную икру, солёную красную рыбу, печенье и кекс. Докупила чайные стаканы с блюдцами, так как дома пили из чашек. Окно квартиры по соображениям конспирации тщательно задрапировала одеялом.
Совещание проходило в длинной, узкой столовой. Как вспоминали участники конспиративной встречи, в тот холодный осенний вечер Ленин появился позже других в совершенно неузнаваемом виде: в парике, без усов и бороды вождь большевиков больше походил на лютеранского пастора. А обладавшая почти фотографической памятью на события и лица Александра Михайловна Коллонтай так описывала художнику атмосферу того нелегального заседания: « И время необычное – поздно вечером, после десяти… Заседание уже началось… Вокруг обеденного стола с зажженной висячей лампой – члены ЦК. Но возле меня за столом какой-то незнакомый седоватый старичок. Отодвигаюсь и поглядываю искоса. И вдруг в глазах незнакомца незабываемая, умная, лукаво-насмешливая улыбка. – Не узнали? Вот это хорошо!… Заседание страстное, напряженное. На нем решается судьба пролетарской революции… В порядке дня вопрос о вооруженном восстании. Ленин ставит вопрос ребром».

Седовласый старичок…Он же Константин Петрович Иванов… Он же объявленный в розыск Владимир Ленин. Искусство конспирации имело значение…
Это историческое заседание называют марафонским. Оно длилось 10 часов. «Заседание закончилось поздней ночью, – писал Лев Троцкий. – Все себя чувствовали примерно так, как после перенесенной хирургической операции». Итоги «чаепития» на Карповке хорошо известны. За ленинскую резолюцию, наспех написанную им огрызком карандаша на листке из ученической тетради и поставившую в порядок дня вооруженное восстание, проголосовали 10 человек, против двое – Лев Каменев и Григорий Зиновьев. Именно Зиновьев особо противился принятию резолюции о вооруженном восстании и попытался ее блокировать, заявляя, что такие вопросы «не решаются десятью человеками» и что надо узнать мнение партии.
Ленин был крайне раздосадован и огорчен позицией Зиновьева. Ведь его в течение десяти лет до 1917 года он считал своей правой рукой. Именно с ним он коротал тягостные дни подполья в соломенном шалаше у озера Разлив, укрываясь одним одеялом. Уходя на рассвете после утомительных споров с заседания, Ленин продолжал по дороге распекать Зиновьева. Порыв ветра сорвал с его головы парик, который он по инерции «водрузил» обратно изрядно грязным.

До событий, которые потрясут весь мир, оставались считанные дни…

Картину Пчелин завершил в 1929 году, когда кардинально поменялась расстановка сил в верхах большевистской партии. В борьбе за власть победу одерживал Сталин. Он на картине изображен крупным планом, сидящим за столом. В тени у шкафа – проигравшие, но еще не названные «врагами народа», Зиновьев и Каменев. А лишенный всех государственных постов и утративший полностью политический вес вождь №2 Октябрьского переворота Троцкий как бы полуприсутствует на картине: он изображен отвернувшимся у самого обреза полотна. Без приметного пенсне и «демонически-петушиной шевелюры» он просто неузнаваем. Как говорят в таких случаях: не заметишь, а заметив, не признаешь.

На картине Пчелина рядом с Коллонтай изображена еще одна женщина, которая сосредоточенно слушает Ленина. Это Варвара Яковлева, на тот момент кандидат в члены ЦК, ей было доверено вести протокол. После революции она будет работать по линии «ведомства» Ф. Дзержинского, станет его ближайшим соратником. Позднее возглавит Петроградскую ЧК. Руководила арестами, допросами и пытками, проявляя «нечеловеческую жестокость». Репрессирована в 1937 году.

«Репрессированной» оказалась и сама картина Пчелина. Первоначально ее собственником был Музей Революции. Осенью 1935 года полотно поступило в Центральный музей В.И. Ленина и было выставлено в первой экспозиции. В 1950-1951 гг., в момент фронтальной проверки состава коллекций музея, было принято решение передать картину «Заседание ЦК РСДРП(б) 23(10) октября 1917 г.» на спецхранение в МГБ СССР, т.к. на ней имелись изображения разоблаченных врагов народа. Тем не менее накатанное на вал полотно осталось в фонде спецхранения музея и было невостребованным вплоть до постперестроечного времени.

ГИМ 110937/373
ФМЛ К-374
ГК 6808850